Солнечная система астрономия

Солнечная система — одна из многочисленных систем галактики Млечный Путь; находится в Рукаве Ориона. Ее возраст достигает отметки в ≈4,57 млрд. лет (часто округляется до 4,6 млрд. лет).
Солнечная система состоит из 8 планет (с 1930 до 2006 года включала 9 планет (Плутон)), их спутников, звезды — Солнца, 5 карликовых планет и других космических объектов. Ближайшей Черной Дырой является V616 Monocerotis, которая находится в 3000 световых лет от Системы.

Строение солнечной системы

Солнце

Ученые классифицируют Солнце как желтого карлика. Звезда имеет объем 1,40927⋅10^27 м³, массу 1,9885⋅10^30 кг и температуру поверхности 5800 градусов. Масса Солнца составляет 99,86 % массы Солнечной системы.
Основной Солнца является водород (H2) и гелий (He). За счет водорода и гелия Солнце может излучать тепловую энергию. Этот процесс происходит под действием термоядерных реакций в ядре Солнца.
Но запасы водорода со временем исчерпаются. Это приведет к сжатию солнечного ядра с увеличением его температуры и к расширению солнечной оболочки с уменьшением ее температуры. Солнце перейдет в стадию красного гиганта. В эту стадию Солнце будут питать ядерные реакции — превращение гелия в более тяжелые элементы. Эта фаза приведет к уничтожению Меркурия и Венеры — ближайших к Солнцу планет, а также к прекращению жизни на Земле. Когда исчерпаются запасы гелия, звезда перейдет в стадию белого карлика, вырабатывающего энергию за счет постепенного остывания.

Жизненный цикл Солнца

Меркурий

Меркурий является наименьшей среди планет земной группы. Объем Меркурия достигает 6,083⋅10^10 км³, а масса 3,33022⋅10^23 кг. Не имеет спутников.
Меркурий расположен ближе остальных планет к Солнцу и совершает оборот вокруг него быстрее других планет (88 земных суток). Температура на поверхности планеты изменяется в диапазоне от −190 до +430 °C.
При переходе Солнца в стадию красного гиганта Меркурий, как ближайшая к звезде планета, окажется первым из уничтоженных.

Венера

Венера известна как самая горячая планета в Солнечной системе. Средняя температура на поверхности планеты: 462 °С.
Является единственной планетой земной группы, движущейся вокруг своей оси по направлению часовой стрелки (остальные движутся против направления часовой стрелки (см. с северного полюса планеты)). Объем Венеры составляет 9,38⋅10^11 км³, масса — 4,8675⋅10^24 кг.
Венера также имеет атмосферу, она плотнее, чем земная. Поверхность планеты окружена слоем облаков, состоящих из капелек концентрированной серной кислоты. Это скрывает планету от наблюдателей.
При переходе Солнца в стадию красного гиганта Венера также окажется уничтоженной.

Земля

Земля является единственной планетой в Солнечной системе пригодной для жизни. Жизнь на планете стала возможной благодаря наличию трех главных оболочек:

• Атмосфера — воздух (от тропосферы до экзосферы);
  • Гидросфера — вода (H2O);
  • Литосфера — земля (от ядра до земной коры).

Земля — наибольшая планета земной группы. Имеет объем 10,8321⋅10^11 км³ и массу 5,9726⋅10^24 кг. Средняя температура на поверхности 14,8°с. У планеты есть естественный спутник — Луна.
При переходе Солнца в стадию красного гиганта жизнь на Земле прекратится, сама планета также может быть уничтожена.

Марс

Марс завершает группу планет земной группы. У планеты есть атмосфера, вода в твердом агрегатном состоянии (полярные ледниковые шапки). Объем Марса достигает 1,6318⋅10^11 км³, масса — 6,4171⋅10^23 кг.
Средняя температура на поверхности Марса −63°с. Марс имеет два естественных спутника — Фобос и Деймос.
При переходе Солнца в стадию красного гиганта сложно представить судьбу планеты. Считается, что Марс не будет поглощен Солнцем, но климат планеты изменится.

Пояс астероидов

Пояс астероидов расположен между орбитами Марса и Юпитера. Большую часть в нем занимает пустота, а не космические объекты. Это связано с сильным гравитационным воздействием со стороны Юпитера. Примерную массу пояса астероидов определяют как ≈4% массы Луны.
Наиболее известные астероиды: Паллада, Веста, Гигея, Эрос, Ида. В поясе астероидов также находится одна из 5 карликовых планет Солнечной системы — Церера.
Пояс астероидов может быть опасен. Иногда астероиды сходят со своих орбит, поэтому могут столкнуться с планетами Солнечной системы.

Юпитер

Юпитер является наибольшей по размерам планетой Солнечной системы. Объем планеты достигает 1,43128⋅10^15 км³, а масса — 1,8986⋅10^27 кг. Подразделяется как газовый гигант. Средняя температура на поверхности планеты −108°C.
Юпитер имеет наибольшее количество естественных спутников. Их число достигает 79. Наиболее известными являются Ио, Европа, Ганимед, Каллисто — галилеевские спутники.

Сатурн

Сатурн является единственной планетой Солнечной системы с заметной системой колец. Подразделяется как газовый гигант. Планета имеет объем 8,2713⋅10^14 км³ и массу 5,6846⋅10^26 кг. Средняя температура на поверхности планеты −178 °C.
Сатурн имеет 62 естественных спутника. Наиболее известный — Титан.

Уран

Уран — первая планета, обнаруженная благодаря телескопу. Дата обнаружения: 13 марта 1781 года. Открыватель — Уильям Гершель. Подразделяется как ледяной гигант. Объем планеты достигает 6,833⋅10^13 км³, а масса 8,6832⋅10^25 кг. Является самой холодной планетой Солнечной системы; минимальная температура −224 °C.
Уран имеет 27 естественных спутников. Наиболее известные: Титания, Оберон, Ариэль, Умбриэль, Миранда.

Нептун

Нептун — самая отдаленная от Солнца планета Солнечной системы. Был открыт 23 сентября 1846 года. Открывателями признали двух ученых: Джона Куча Адамса и Урбена Леверье. Подразделяется как ледяной гигант. Планета имеет объем 6,254⋅10^13 км³ и массу 1,0243⋅10^26 кг. Средняя температура на поверхности планеты –201 °C.
Нептун имеет 14 естественных спутников. Наиболее известные: Тритон, Нереида.