Открыта новая планета в солнечной системе!

Казалось, что про нашу систему мы знаем абсолютно все. Но в конце 2015 — начале 2016 года ученые заговорили о вероятности открытия новой планеты в Солнечной системе. Хотя она не была увидена ни в один телескоп мира, они смогли сделать такой вывод. Почему?

Планета X

Обоснования предположений

На основании чего ученые делают выводы о существовании новых, еще не открытых планет? Здесь будет уместно вспомнить общую теорию относительности Эйнштейна и историю «открытия» темной материи и темной энергии. В чем связь? В теории относительности описывается гравитационная сила, неизменно действующая в космосе, упорядочивающая огромные небесные тела в системы, галактики, скопления и прочее. Если просто, то каждый объект, обладающий гравитацией, оказывает влияние на другие объекты, которые находятся в поле действия силы его гравитации. А теперь вспомним на основании чего ученые сделали выводы о существовании темной материи и темной энергии. Наблюдая, что на объекты в космосе оказывается влияние, можно было смело предположить существование некой энергии, которая это влияние оказывает.

«Открытие» планеты

За пределами гравитационного поля Нептуна, на данный момент самой отдаленной от Солнца видимой обнаруженной планетой, в поясе Койпера располагается группа небесных тел. Самые крупные и массивные из них – шесть. Недавно ученые сделали вывод, что эти объекты располагаются в некоторой последовательности, имея сходные параметры наклонения, аргументы перигелия и прочее. Это вызывает мысль, что на них оказывается влияние некоего гравитационного поля. Так как они находятся достаточно далеко, влияние Нептуна можно исключить. Таким образом ученые сделали вывод, что существует некая отдаленная планета нашей Солнечной системы, которую на данный момент не обнаружили. Именно она оказывает гравитационное влияние на это скопление объектов.

Но и это не предел физических расчетов! Исходя из определенной массы этих скоплений ученые смогли рассчитать какой массой должен обладать объект, чтобы иметь достаточно гравитационной силы оказывать на них влияние. Для удобства неизвестную планету окрестили Планетой Х. Так вот эта планета в десять раз превышает массу Земли.

Образование Планеты Х гипотетически относят к периоду Солнца как протозвезды, когда протопланетный диск из скопления молекулярных объектов, вращаясь вокруг Солнца, мог выбросить на дальнее расстояние некоторые объекты. А значит возраст планеты приблизительно четыре с половиной миллиарда лет. По силе гравитационного поля планеты можно предположить, что расстояние от Солнца составляет примерно 600-1200 астрономических единиц, а это далеко за пределами пояса Койпера.

Почему же ученые до сих пор не обнаруживали ее? Учитывая удаленность Планеты Х, ее массу, а также сходную с Нептуном по природе структуру, можно высчитать примерный промежуток времени, за который она совершает полный оборот вокруг Солнца. Он равен приблизительно пятнадцать тысяч лет. Беря во внимание этот факт – во-первых, мы не знаем какую часть небосвода изучать; во-вторых, исходя из удаленности – Планета Х не отражает достаточно света, чтобы ее заметили невооруженным взглядом, да и с оборудованием не факт.

Сомнения порождают новые открытия

Напомним, что в объединение транснептуновых объектов, на которые оказывает влияние Планета Х, в 2016 году начислялось шесть. Но в 2017 году ученые заметили, что в этот кластер входит восемь объектов. Из этих восьми объектов один не кластеризовался – не укладывается в общую схожесть группирования. Повод ли это усомниться вообще в существовании Планеты Х? Возможно. Если бы не дальнейшие открытия.

Далее астрономы выяснили, что к кластеру относятся тринадцать объектов, из которых десять стабильно сохраняют общие характеристики. То есть они наверняка находятся под влиянием гравитационной силы некоего небесного тела. А как же остальные три?

Ученые здесь расходятся во мнении. Либо Планета Х образует два вида кластера: стабильный и нестабильный, либо… существует еще одна планета? Возможно ли, что в Солнечной системе не восемь, не девять, а десять планет? Это не может быть исключено. В данный момент обнаруживается все больше объектов в поясе Койпера, которые образуют отдельный кластер, не поддающийся характеристикам влияния Планеты Х. Как же возможно определить существуют ли они? Благодаря доведению изученных объектов в кластерах до сорока, есть надежда определить параметры новых планет, возможно обнаружить девятую и десятую планеты, и уж точно доказать их существование.

Мы исследуем далекие миры, стремимся познать истоки вселенной. Однако наша Солнечная система преподносит нам порой сюрпризы. Сколько тайн еще скрыто в «родной» системе?