Нептун – голубая жемчужина Солнечной системы

После перемен в 2006 году Нептун по праву можно назвать крайней восьмой из видимых планет нашей системы. После «дискриминации» в сторону Плутона, планет, открытых взору телескопов стало восемь. Чем дальше наблюдаемый объект, тем загадочнее и интересней его изучение. Что на данный момент мы знаем об этом столь далеком небесном теле?

Нептун

Общие характеристики

Нептун относится к группе газовых гигантов.  Так как удаленность объекта значительная, он почти невидим невооруженному взгляду. Именно поэтому обнаружение этого далекого гиганта приходится на 1845-1846 годы ученым Урбе Леверье. И опять же обнаружению предшествовал математический расчет исходя из орбит и поведения других объектов. Ученые просто поняли, что стоит искать крупное небесное тело.

Так как ближнее изучение имело место быть только в 1989 году аппаратом Вояджер-2, то многие данные о Нептуне – это теоретические расчеты. Когда человечество сможет подтвердить их – большой вопрос. Да и в принципе стоит признать, что наши познания о космическом пространстве на 99% состоят из теории.

Газовый гигант занимает по размерам четвертую позицию в планетах Солнечной системы, а по массе – третью. Учитывая «легкость» Сатурна. Ядро планеты по природе скалистое с металлическими примесями – железа и никеля. Температура в центре ядра достигает 5200 градусов по Цельсию. В целом строение Нептуна напоминает строение многих планет нашей системы: ядро, мантия, атмосфера.

Газовый гигант обладает сильной гравитацией. Это достигается плотностью ядра. Сила сжатия доходит до семи миллионов атмосфер в центре. Далее давление немного ослабевает и составляет в мантии около ста тысяч атмосфер. Сама мантия являет собой сочетание воды, жидкого аммиака, метанового льда. Хотя элементы в составе кристаллизованы в ледяную массу, но это обманчиво. Температура этого слоя достигает 1700-4700 градусов по Цельсию.

Но почему планета имеет красивый синий цвет? Причастна ли к этому вода, входящая в состав мантии? Отнюдь нет! Цвету планета обязана своей плотной атмосфере, в состав которой входит метан. Именно он поглощает все цвета, отражая синий цвет. Он выполняет эту функцию несмотря на процентное содержание в атмосфере: всего около 1%! Остальная атмосфера традиционно состоит из большей части водорода – около 82%, и меньшей части гелия – около 17%.

Удаленность атмосферы от ядра имеет свое воздействие. В верхних ее слоях температура достигает -220 градусов по Цельсию. Не зря Нептун называют синим ледяным гигантом вечного холода.

Как водится у планет из группы газовых гигантов, движение планеты вокруг своей оси всегда отличается скоростью на разных ее участках. Так как атмосфера – это газ, то скорость на полюсах минимальная, а на экваторе максимальная. Нептун создает впечатление молчаливого неторопливого гиганта. Но это далеко не так! Если Венера и Сатурн показывают свою сущность внешне, то Нептун прячет свой нрав за внешним спокойствием. На самом же деле эта планета является местом постоянных сильнейших ураганов и ветров! Один ураган может длится годами, достигая в диаметре пяти тысяч километров! Поистине, Нептун имеет свои сюрпризы. Ученые в последние годы часто регистрируют «темные пятна», которые не проходят месяцами и даже годами. В сущности, эти пятна являются циклоном.

Хотя Нептун не претендует на славу Сатурна, но он тоже является обладателем колец. У холодной планеты их шесть. Но они остаются невидимыми для невооруженного взгляда. Почему? Так как частички кристаллизованного метана находятся в силикатной оболочке, поэтому от них не отражается свет, либо отражается минимально.

У Нептуна имеются четырнадцать спутников, каждый из которых уникален по своей природе и свойствам. Самый знаменитый спутник — это Тритон. Он по сути является мини-ледяным объектом, который испускает в пространство азот и пыль.  С течением времени, вращаясь вокруг Нептуна, Тритон неизменно приближается к нему. Гравитация синего гиганта тянет к себя Тритон. Ученые предрекают столкновение спутника с планетой, что повлечет за собой мощный выброс энергии. Но произойдет это в далеком будущем через миллиарды лет.

Уникальная особенность Нептуна в необъяснимом накалении самого крайнего слоя атмосферы до 475 градусов по Цельсию. Это нельзя списать на счет Солнца. Ведь удаленность планеты слишком велика. Видимо ученым еще предстоит выяснить этот феномен.

Нептун по праву считается самым холодным гигантом Солнечной системы. Но даже его превзошел его спутник Тритон! С отметкой в -235 градусов по Цельсию на поверхности. Возможно поэтому Нептун разорвет в будущем своего конкурента?

На данный момент действия ученых и их пытливый ум ограничен техническими возможностями. Мы надеемся в скором будущем исследовать нашу систему настолько, чтобы претворить все теории в доказанный факт. Сколько понадобиться времени? Мы не знаем. Но разве это не стоит того?