Меркурий

Первая планета от Солнца

Меркурий является наименьшей планетой Земной группы в Солнечной системе (не считая Плутона), он немного больше Луны, но масса его гораздо выше из-за большой плотности. По причине того, что Меркурий находится ближе всех планет к Солнцу, он совершает полный оборот вокруг нашего светила быстрее всех остальных планет. Этот факт и послужил причиной назвать эту планету именно Меркурием, в честь персонажа из древнеримских мифов, владел способностью очень быстро передвигаться.

Меркурий

Расстояние в перигелии и в афелии (так называются соответственно сама удаленная и сама приближенная точки орбиты планеты по отношению к Солнцу).
Из-за вытянутой, эллипсоидной, орбиты Меркурий то приближается к Земле на 82 млн. километров, то удаляется, и расстояние между ними достигает 217 млн. километров.
Несмотря на то, что в определенное время Меркурий находится довольно близко к Земле, его не так просто разглядеть из-за близости его к Солнцу. Угол отклонения Меркурия от звезды составляет всего 28 градусов. Кроме того, и положение планеты относительно Земли не дает наблюдать Меркурий так часто и ясно, как хотелось бы.
Увидеть Меркурий можно только в определенное время суток — либо перед рассветом, либо сразу после заката. Не зря в древности люди называли Меркурий «утренней» и «вечерней» звездой, даже не подозревая, что это та же самая планета.
Благодаря тому, что Меркурий находится совсем рядом с Солнцем, температура поверхности планеты нагревается до 500 °C. Теневая сторона планеты подвержена воздействию очень низких температур до -170 °C. Такие огромные разницы температур связаны с фактом практического отсутствия на поверхности планеты атмосферы, и тепло не может удерживаться долгое время.

Меркурий является рекордсменом в Солнечной системе по разнице температур днем и ночью, бывало, что этот показатель достигал более 600 градусов по Цельсию.

Полный оборот вокруг своей оси Меркурий совершает за 1392 часа. Гравитационное поле планеты очень слабое и ассиметричное, оно в 100 раз меньше земного, но несмотря на этот факт, оно в состоянии захватить плазму от солнечных ветров. И со временем магнитное поле Меркурия становится еще слабее по причине остывания его ядра.
Меркурий не имеет спутников. Существует теория о том, что он сам был спутником Венеры, а потом, в результате определенных процессов, «отделился» от нее и стал вращаться вокруг Солнца. Но эта теория маловероятна.
В 2008 году астрономы обнаружили у Меркурия кометообразный «хвост», достигающий поразительных размеров – 2,5 млн. километров, тогда как ранее считалось, что его длина всего около 40 тыс. километров. Позднее, после более тщательного изучения, была создана модель этого явления.

Атмосфера Меркурия

На Меркурии настолько тонкая и разреженная атмосфера, что ее практически нет. То, что все-таки имеет Меркурий в виде атмосферы, состоит из соединений таких элементов как: кислород и водород, а так же гелий и пары кальция, калия и натрия.
Существует две теории, объясняющие причины существования такой, практически незначимой, атмосферы Меркурия. Первое объяснение гласит, что причиной является высокая плотность планеты, которая не дает сохранить большую часть атмосферы. Вторая причина – близость к Солнцу. Из-за солнечных ветров атмосфера не в состоянии удержаться на Меркурии – ее просто уносит в недра космоса.
Как уже упоминалось выше, на Меркурии зарегистрированы наибольшие перепады температур в нашей системе, что является еще одной причиной отсутствия атмосферы на планете.

Поверхность планеты

Долгое время поверхность коры Меркурия была загадкой для человечества, пока к нему впервые не был отправлен космический аппарат «Маринер 10». В 1974 году ученым удалось получить снимки почти 37 млн км2 площади планеты. Рельеф Меркурия оказался испещрен кратерами от столкновения с метеоритами. Кратер на Меркурии, имеющий самый большой диаметр получил название в честь великого голландского художника – Харменса Рембрандта, его диаметр составляет 716 км. Помимо кратеров на Меркурии есть и горные цепи, и даже плоские равнинные участки, образованные лавовыми потоками и геомагнитной активностью.
Еще один тип рельефа на Меркурии – эскарп. Это уступ высотой 2-3 километра. Протяженность эскарпов варьируется от нескольких сотен до тысячи километров. Эти формы рельефа образованы при сжатии Меркурия, за которым последовали наползания и сдвиги участков его коры.
Вторым аппаратом, который был отправлен для изучения Меркурия стал «Мессенджер». В 2008 году он достиг планеты и благодаря этому событию многое прояснилось, но, как это часто бывает, ответив на один вопрос, возникает два. По этой причине Меркурий так и остается одной из самых малоизученных планет в Солнечной системе.

Химический состав Меркурия

Что внутри планеты?

До недавнего времени считалось, что ядро Меркурия твердое и плотное и состоит из металла,и что масса его составляет 60% от массы всей планеты, но особенности его вращения заставили ученых усомниться в этом. В 2007 году по результатам пятилетних исследований выяснилось, что почти со 100% вероятностью ядро ближайшего соседа Солнца жидкое.
Ядро обволакивает силикатная мантия толщиной в полсотни километров, а кора всего лишь 100-300 км толщиной.
Кроме того, ядро Меркурия намного объемнее ядер других планет и составляет 75% от всего диаметра.
Ядро Меркурия содержит в себе очень большое количество железа, больше, чем в ядрах других планет нашей системы. Это могло произойти из-за того, что ранее масса планеты была более чем в 2 раза больше, чем сейчас и его состав несильно отличался от состава обыкновенного метеорита. Меркурий содержал в себе такое же количество железа и силикатов. После столкновения с космическим объектом, масса которого была всего в 6 раз меньше, часть коры отделилась от планеты, таким образом увеличив объем ядра относительно всего Меркурия. Эта теория имеет название Теория гигантского столкновения.