Марсоход «Кьюриосити» (Curiosity) 7 (Семь) Лет На Марсе

Дело сделано. После нескольких десятков лет, посвященных обсуждениям и собиранию непрочных доказательств, марсоход «Кьюриосити» (Curiosity) определил, что сотни метеоритов, найденных в различных уголках Земли, имеют марсианское происхождение.

Открытие не стало сюрпризом, но вместе с тем оно поможет науке двигаться вперед с полной уверенностью в том, что между Землей и Красной планетой есть связь. В частности, находки «Кьюриосити» (Curiosity) могут помочь ученым узнать, как именно Марс потерял большую часть своей атмосферы, почему и как давно это случилось.

Марсоход «Кьюриосити» (Curiosity)

Исследование метеоритов

В 1970е и 80е во время исследований метеоритов был выявлен ряд аномальных образцов, которые получили название «метеориты SNC» (шерготиты (Shergottites), нахлиты (Nakhlites) и шассиньиты (Chassignites) по названию мест, где они были найдены). По геологическим меркам они были очень молоды и содержали необычное соотношение изотопов кислорода, но, что еще более странно, в них было найдено немалое количество воды. Быстро возникла гипотеза о том, что они могут происходить с какой-либо из соседних планет и Марс стал первым кандидатом на эту роль.

Если эти метеориты были кусочками Марса, выбитыми с его поверхности и прилетевшими на Землю, то стоило ожидать между ними определенной схожести. Спускаемые аппараты Viking провели несколько грубых анализов марсианских скал, но их измерения не были достаточно точными, чтобы дать конкретные результаты. В честности Viking обнаружил, что соотношение изотопов аргона-36 и аргона-38 на Марсе колебалось от 4 до 7. Судя по всему, этот коэффициент менялся в основном благодаря преимущественной потере более легкого изотопа из атмосферы. Базовый коэффициент солнечной системы определяется по Юпитеру, масса которого слишком велика, чтобы терять атмосферу, и составляет от 5,5 до 1. Аргон отлично подходит для измерений, поскольку он химически неактивен.

Коэффициент отношения, варьирующийся от 4 до 7, не слишком хорошо подходил для того, чтобы делать какие-либо конкретные выводы. Так что «Кьюриoсити» пришлось использовать гораздо более продвинутые технологии, чтобы прислать на Землю полезную информацию: коэффициент аргона на Марсе составляет 4,2. Он идеально соответствует образцам газа, добытым из марсианских метеоритов. И если метеориты SNC происходят не с Марса, то их родиной должна быть практически идентичная планета, расположенная недалеко от Земли. Нужно ли говорить, что такой планеты нет?

Подтверждение гипотезы

Подтвердить давнюю гипотезу неопровержимыми данными – это отлично, но по-настоящему исследователи были рады получить определенные заключения, которые в будущем помогут лучше понять Марс. Всего несколько месяцев назад Curiosity открыл, что Красная планета, возможно, потеряла свою атмосферу в результате невообразимой катастрофы, например столкновения с планетоидом размером с Плутон или извержения огромного супер-вулкана. Эти данные также в основном базировались на изотопном составе, поскольку при быстрой потере атмосферы улетучилось бы больше легких изотопов, чем тяжелых, к примеру, настолько, чтобы опустить содержание аргона с 5,5 до 4,2. Учитывая, что в настоящий момент ведется дискуссия относительно глобального изменения климата на Земле, ученым необходимо знать больше о любой планете, на которой происходили резкие климатические изменения, даже если это такой непохожий случай. В грядущие исследовательские миссии НАСА предлагают добавить геологические буры, при помощи которых можно докопаться до более старых свидетельств. Такие исследования помогут определить, когда именно произошло исследуемое событие.

Мертвая планета

Знание о том, как и когда Марс потерял свою атмосферу, также будет важным для поисков жизни на Красной планете. Когда около трех миллиардов лет назад большая часть марсианской воды выкипела из-за снижения атмосферного давления, практически вся жизнь, которая могла там существовать, погибла. Точное понимание того, где именно на планете мы можем найти наиболее хорошо сохранившиеся свидетельства и насколько глубоко они могут быть погребены под почвой, значительно увеличит наши шансы найти их.

К сожалению, те же самые изотопные свидетельства говорят о том, что Марс потерял свою атмосферу и большую часть воды всего за миллиард лет. А на Земле за этот период только сформировались первые одноклеточные организмы, так что, даже если на Марсе и смогли развиться простейшие формы жизни, вряд ли мы найдем их окаменевшие остатки.